«Терапевт начинающий»

Раз уж я теперь терапевт и на момент написания этой заметки даже провел несколько сотен сессий, то хочется понять, в какой точке я сейчас нахожусь как в плане профессионального роста, так и личного развития (ведь терапевт буквально работает собой). Попробую поразмышлять на эту тему, а поможет мне в этом заметка десятилетней давности с которой я давно хотел разобраться.

Итак, «терапевт начинающий». Что значит начинающий? Какие критерии? В какой момент начинающий становится продолжающим? Существует ли некая система, которая описывает уровни профессионального развития и подходит каждому вне зависимости от специфики его работы?

Такие вопросы я задавал себе в 2013 году, когда пробовал разобраться в тонкостях руководства и управления командой. Тогда на глаза мне попалась заметка Антона Шнайдера про уровни осознанности дизайнеров, которая вполне тянула на такую систему (здесь и далее использованы иллюстрации и цитаты из заметки, а саму заметку я подробно разберу, поэтому ее можно и не читать):

Уровни развития

Он показал путь развития дизайнеров, а «на самом деле, не только дизайнеров», разделив его на несколько условных уровней. Схема хороша тем, что уходит от узких профессиональных навыков в сторону личных качеств, выраженных через характеры персонажей комиксов.

Каждый из персонажей показывает определенное воздействие на ситуацию в которой он находится.

Уровень развития Ребенок
Все начинается с Ребенка, который никак не влияет на индустрию:

У Ребёнка полностью отсутствуют профессиональные ориентиры, в нём есть только потенция стать профи, некоторые зачатки.

Его поведение импульсивно и определяется моментом, как и Халк, эмоционально реагирует на ситуацию в которой находится, зависим от нее. Ему нужен работодатель, который согласится трудоустроить его без опыта работы и поможет ему пробиться в индустрию. Это важная особенность, пока просто ее запомним.

Уровень развития Ксерокс
Затем идет Ксерокс:

Выпускник школы, студент. Он ничего не генерирует, только копирует. Важно, чтобы его взяли поиграть в эту игру. Сообщество, офис, корпоративы — для них.

Ксерокс уже в индустрии, имеет больше возможностей для маневра, но все еще зависит от ситуации в которой оказался: он просто исполнитель, не способен ставить перед собой собственные задачи и достигать их. Похож на героя одноимённого комикса по кличке Пипец, который вырядившись в костюм супергероя (копирует), пытается бороться с преступниками (влиять на ситуацию), хотя не обладает для этого никакими способностями.

Уровень развития Задира
Задира крепко стоит на ногах:

Главное — бизнес, сервис. Нужно доказать успешность и утвердить себя как профи.

Активно воздействует на ситуацию в которой находится: воплощает в жизнь реально осуществимые проекты и пожинает плоды своих трудов. Независим в рамках индустрии, однако все еще не влияет на нее. Тони Старка волнует только сам Тони Старк.

Уровень развития Учитель
Учитель влияет на индустрию:

Уже добился успеха и научился зарабатывать, стал профи. Теперь его волнует всё вокруг, а не только он сам.

Иначе говоря, сам выстраивает нужную ему ситуацию, контролирует ее и направляет движение в этой ситуации туда куда ему хочется. Он может воодушевить, дать мудрый совет, обеспечить практическую поддержку. Брюса Уйэна (Бэтмена) волнует происходящее в Готем-сити.

Уровень развития Художник
Отдельно стоит Художник:

Учитель, который устал объяснять и стал просто молча делать, но ещё на более крутом уровне. Вышел из системы, но действует и влияет на неё своим примером, не указывая прямо и не являясь обязательной частью системы.

Доктор Манхэттен (как постчеловек) теряет интерес к человеческим страстям и делам. Это вторая важная особенность этой схемы.

Итак, у нас есть система из пяти уровней (1→3←1) в виде последовательного роста и развития личных качеств:

Если всё устраивает на уровне Ксерокса или Задиры, остановись там и прокачивайся в технике или в бизнесе, кто‑то же должен. Если не устраивает, переходи постепенно на другие уровни. Стадии перепрыгнуть нельзя, ты можешь формально стать Учителем, но не являясь им по натуре, быстро вывалишься из системы.

Выглядит как последовательность фиксированных состоянии, но Антон утверждает, что нет:

С утра ты можешь быть гением — Художником, к обеду — Ксероксом и на пять минут вдруг стать Учителем.

Выход из уровня

Иначе говоря, помимо последовательного роста и развития, каждый человек в отдельно взятом случае может из выходить из своего фиксированного состояния на соседний уровень. Это третья важная особенность, суть которой разберем в следующей серии.

Быть человеком