Out of bounds in blue colors

Уровень развития Художник
Предыдущая заметка прервалась на Художнике, продолжим с ним разбираться.

Есть в спорте такое понятие — аут, когда мяч или игрок находится за пределами игрового поля. В английском языке ему соответствует идиома «out of bounds», которая дословно переводится как «за границами». Нюанс в том, что в обычной жизни «out of bounds» означает нечто из разряда запрещённого или публично осуждаемого, того, что не принято делать.

Ситуация с Художником как раз «out of bounds», он вышел не просто за рамки (границы) индустрии, а за рамки условной нормальности:

Cтав Художником, ты выпадаешь из бизнеса в том виде, как ты его знал раньше, и этого не вернуть. Отмороженный, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки.

Антон писал свою заметку с прицелом на дизайнеров, поэтому назвал этого персонажа Художником, но мне кажется, что ключевой здесь является фигура доктора Манхэттена, как гения и пост-человека, который теряет интерес к человеческим страстям и делам, поэтому правильнее будет назвать его Отшельником.

В предыдущей части каждому персонажу была сопоставлена соответствующая придворная карта. Нашему свежеиспеченному Отшельнику будет соответствовать карта ... Отшельника. Дабы не сложилось ощущения, что я хочу подогнать персонажа к названию карты, кратко расскажу об ее особенностях.

Отшельник

Карта Таро Отшельник

Карта относится к Старшим Арканам, которые описывают архетипы психики. В данном случае — архетип старого мудреца. Это карта познания, понимания и принятия себя.

На этом месте можно сказать, что движение по уровням профессионального развития (придворных карт) тоже про понимание и принятие себя:

Что тебе лучше? Если всё устраивает на уровне Ксерокса или Задиры, остановись там и прокачивайся в технике или в бизнесе, кто‑то же должен.

Иначе говоря, выбираешь ту часть себя, которая проявляется явно при взаимодействии с миром и называешь ее собой. Например, я — специалист (Рыцарь) или я — мама семейства (Королева). Еще раз напомню, что придворные карты — это типичные способы взаимодействия с миром, которые могут проявляться в каких-то людях в определенных ситуациях, независимо от их реального возраста и пола.

Однако, это лишь персонажи или персоны, в рамках которых наиболее комфортно взаимодействовать с окружающими. Персона защищает от вторжения внешнего мира, скрывает слабости, недостатки, а порой и человека от самого себя.

Как же понять, кем я являюсь? Для этого надо сначала понять, кем я не являюсь, поэтому Отшельник закрывается от влияний внешнего мира (обратите внимание на одеяние, укрывающее его с головы до ног), чтобы понять, кто же он на самом деле.

В схеме Антона карта Отшельника противопоставляется придворным картам, как картам внешней действительности: я познал мир в процессе движения по уровням и теперь уединяюсь, чтобы познать самого себя. В этом смысле «out of bounds» — выход за границы социальных ролей, а не просто за рамки индустрии.

Ярким примером такого пути является «Zima Blue» — 14 серия первого сезона анимационного сериала «Love, Death & Robots» про художника-отшельника (!) по имени Зима Блю (дальше будут спойлеры, посмотрите сначала серию, если не видели).

Zima Blue

Талантливая девушка, которая питала интерес к робототехнике, изначально создала Зиму как робота для очистки бассейнов. По мере его модификации в нем развивалось сознание. Однажды девушка умерла, а ее робот переходил от владельца к владельцу, каждый из которых добавлял в него что-то свое. Совершенствуясь, робот все больше оживал, пока не стал художником Зима Блю. Начав с портретной живописи, он сначала перешёл к гигантским фрескам, посвящённым космосу, стал известным, а затем и сам отправился в космос. Во время презентации своей последней работы Зима погружается в бассейн, отключает высшие мозговые функции и разрушается, возвращаясь к своему первоначальному облику робота для чистки плитки.

Зима вышел из бассейна (Паж, Ребенок), начал творить (движение по уровням придворных карт), отправился в космос (Отшельник, как буквальный уход от всего земного, социальных ролей) и, наконец, — вернулся обратно в бассейн. Сравните со схемой Антона:

Ребёнок. Фотографии на мыльницу дома у ковра, солнце на ладони.

Художник. Может взять мыльницу и сфоткать фешн на фоне ковра или натюрморт на закате.

В ней тоже все заканчивается в той же точке, в которой началось. Это что же получается? Отшельник впал в детство? Все садится на свои места, если вспомнить, что Антон придумал свою схему для описания уровней профессионального развития:

Глянув в пару мест, я понял, что действующими лицами дизайнерской кухни являются только три центральных уровня. Нижний — зародыш и никак не влияет, а высший — дауншифтер, который вышел из системы, но действует и влияет на неё своим примером, не указывая прямо и не являясь обязательной частью системы.

Ни того ни другого не волнуют ни индустрия, ни социальные роли. Ребенок еще не в профессии, он просто весело проводит время. Художнику же не важно, как другие оценят его работу — потому что он гений.

В случае же истории Зимы Блю «впадание в детство» похоже на путь индивидуации:

Индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления. <...> В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни.

Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды.

Что же касается второй половины жизни, то ее задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми.

Иоланда Якоби, Аниела Яффе, «Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник»

Вначале Зима Блю (за счет его модификации каждым из владельцев) адаптировался к требованиям окружающей среды. Выполнял работу маляра, повара, уборщика, садовника, развивая соответствующие «маски» (или персоны), что соответствует движению по придворным картам.

Zima Blue

Став художником, он начал рефлексировать над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными. «Я, наконец, понял, что искал через творчество» говорит Зима Блю. Он искал себя:

Индивидуация означает превращение человека в неповторимое, гомогенное существо. Поскольку категория «индивидуального» охватывает все то, что в человеке есть глубинного, нередуцируемого, ни с чем не сравнимого, она подразумевает превращение человека в собственную «Самость», то есть в себя самого.

Но индивидуация отнюдь не тождественна индивидуализму в узком, эгоцентрическом понимании этого слова: весь ее смысл заключается в том, чтобы сделать из человека личность, каковой он является в действительности.

Иоланда Якоби, Аниела Яффе, «Карл Густав Юнг: дух и жизнь. Сборник»

«Личность, каковой он является в действительности». Но ведь изначально Зима был задуман как робот для чистки бассейнов, все дальнейшие изменения были лишь модификациями для адаптации к социуму. Поэтому возвращение в бассейн — это не впадание в детство, а возвращение к себе, к своему изначальному предназначению, своей «Cамости».

«Blue — синяя плитка. Zima Blue — фабричное название. Первое, что я увидел в жизни, с этого я начинал».

Zima Blue
Плитка, как символ самости

Начиная писать эту серию заметок, я и не думал, что доберусь до самореализации. С другой стороны, вряд ли могло получится иначе, очень уж мне близок путь Зимы. Рассказывая о нем, я фактически описывал свой путь. Он искал себя в картинах, я искал себя в дизайне. У него — синие фигуры на картинах, у меня — работа с людьми, которая в итоге вылилась в работу терапевтом.

P. S. Эта часть оказалась неожиданно взрослой, а само взросление как-то проскочили. Исправим это в следующей серии.

Быть человеком