Professional and personal

Рассмотренная в прошлых заметках схема при всей своей простоте получилась удивительно богатой на различные интерпретации. Тут и профессия, и таро, и персона c самостью. Еще в одной из заметок есть абзац про возраст:

Аналогично, у каждой придворной карты есть возраст, который указывает, на какой стадии взаимодействия с миром (влияния на ситуацию) находится человек. У Антона этот возраст виден явно: ребенок Халк, затем подросток Пипец, наконец, Тони Старк и Бэтмен — взрослые.

Похоже на стадии развития человека в плане самостоятельности и взросления. Вот о них и поговорим.

Уровень развития Ребенок
Ребенка-Халка пока трогать не будем (позже станет понятно почему) и перейдем сразу с подростку.

Уровень развития Ксерокс
В схеме Антона это наемный работник, который зависит от ситуации в которой оказался: он доверяет начальству структурирование своего времени и это напоминает зависимую модель отношений между родителем и ребенком в первые месяцы его жизни. Под родителем я имею в виду взрослого, который выполняет по отношению к ребенку материнские функции: эмоционально-личностное общение, забота, поддержка, защита и т.д.

Речи о самостоятельности здесь не идет, думать ни о чем не нужно, все потребности закрываются родителем (начальством). Ребенок находится в слиянии с родителем, поэтому «недоступность» мамы (или потеря работы) является стрессовой ситуацией.

Если этот этап успешно пройден, есть уверенность в своих силах, а увольнение не пугает, то можно переходить на следующий этап: самозанятость или фриланс.

Уровень развития Задира
Фрилансер или самозанятый учится действовать самостоятельно. Вспомним Тони Старка из фильма «Железный человек» (2008). Его интересуют только работа и развлечения, с миром же он взаимодействует опосредованно, через других людей. Бытовые проблемы закрывает его помощница Пеппер Поттс, она же структурирует его расписание (время). Партнер и друг отца Обадайя Стейн занимается проблемами бизнеса.

Обадайя Стейн и Пеппер Поттс

Поведение Тони похоже на то, как ребенок впервые пытается отделиться и вести независимый от родителей образ жизни, но при их поддержке, переходя от слияния к диадным или парным отношениям. Ребенок воспринимает себя, мать и другие объекты внешнего мира с которыми он взаимодействует, как отделенных друг от друга и существующих независимо.

Успешность прохождения этого этапа зависит от родителя. Если это такой родитель, как Пеппер, который поддерживает процесс самовыражения ребенка, то ребенок чувствует себя уверенно в незнакомом мире и учится первичной самостоятельности. Если же такой, как Обадайя, который использует Тони для реализации своих планов, намерений и потребностей, то развитие тормозится.

После того, как Тони Старк сбежал из плена, он, вопреки желаниям Обадайи, решает изменить направление деятельности компании и прекратить производство оружия. Говоря иначе, готов действовать самостоятельно. Это следующий этап, когда наступает время войти в сложный мир и построить с ним отношения.

Уровень развития Учитель
Здесь на первый план выходит Отец, которого символизирует Бэтмен, и отношения из диадных становятся триадными, потому что он занимает «внешнюю» (третью) позицию относительно диады «мать и ребенок». Отец не вовлечен в их отношения, взаимодействует с матерью и ребенком как самостоятельными субъектами, тем самым помогая их окончательному отделению друг от друга.

Если отделение прошло успешно и действовать в мире самостоятельно получается, то ребенок социализируется, вырастает, заводит отношения (простите, иду галопом по Европам) и теперь сам уже может стать родителем.

В рамках схемы Антона это стадия совместной работы c нанятыми сотрудниками и самозанятыми. Если работник наемный (подросток Пипец), то Бэтмен, как родитель закрывает его потребности: в зарплате, в проектах и т.д. Если работник самозанятый (Тони Старк) — поддерживает его самостоятельность.

Уровень развития Художник
Когда отношения с другими выстроены, приходит время наладить контакт с трансперсональным измерением психической жизни, которую символизирует Доктор Манхэттен как Другой — не от мира сего, связанный с иным миром. Этот этап развития личности обычно соответствует «кризису середины жизни», точнее второй ее половины, когда актуализируется осмысление предыдущего жизненного опыта.

На этом этапе важно ...

... поставить перед собой вопрос о том, чего хочет психе, а не родители, не родительские комплексы, не то, чего хочет культура или Эго <...> ответить на этот вопрос из самой глубины души и отважиться дать душе то, чего она хотела и продолжает хотеть, — свободы идти своим путем.

Джеймс Холлис, «Обретение смысла во второй половине жизни. Как наконец стать по-настоящему взрослым»

Проще говоря, нужно заниматься тем, что просит душа и об этом — вся предыдущая заметка.

Можно конечно, этого не делать, а жить, например, жизнью своих родителей (работодателей). Это напоминает выход на пенсию человека, который всю жизнь проработал в найме. Его тяготит свобода, он привык к тому, что его жизнь структурируется извне.

Взглянем еще раз на схему: Первая и вторая половины жизни

Центральная часть (желтая подложка) будет соответствовать первой половине жизни, Доктор Манхэттен же символизирует вторую:

Первая половина жизни в большинстве случаев проходит под знаком социальной программы, которую можно сформулировать следующим образом: «Как мне вступить в этот мир, как отделиться от родителей, найти спутника жизни, свою карьеру и общественную самоидентичность?» <...> Но во второй половине жизни стрелка компаса отклоняется, и программа смещается к переосмыслению личного опыта в контексте более широкого порядка вещей, а заодно меняется и постановка вопроса: «Чего просит от меня душа? Ради чего все это, какой смысл во всем том, что мне довелось пережить и испытать?» <...> Если программа первой половины жизни – социальная, то есть соответствия требованиям и ожиданиям окружения, то вопросы второй половины жизни – духовные, затрагивающие более обширную тему смысла.

Джеймс Холлис, «Обретение смысла во второй половине жизни. Как наконец стать по-настоящему взрослым»

Что же тогда символизирует Халк?

Уровень развития Ребенок
Вспомним первую заметку:

Халку нужен работодатель, который согласится трудоустроить его без опыта работы и поможет ему пробиться в индустрию.

Как работодатель дает шанс попасть на работу, так мать дает ребенку шанс попасть в жизнь. Но что это значит — попасть в жизнь, он ведь уже родился и живет?

У новорожденного сознание только зарождается, не отделено от бессознательного:

Пребывая в состоянии только-только зарождающегося сознания, ребенок склонен воспринимать мир исключительно в архетипических образах. Для слабого младенческого Эго все окружающее выглядит преувеличенно, подобно тому как мы, взрослые, видим сказочных героев: вот ведьма, вот королева, а вот принц на белом коне или ужасное чудовище.

Нэнси Догерти, Жаклин Вест, «Матрица и потенциал характера: С позиций архетипического подхода и теорий развития: В поисках неиссякаемого источника духа»

Это состояние лучше всего передает карта Луна — 18-я карта Старших арканов колоды Таро, которые описывают архетипы психики.

Карта Таро Луна

На карте мы видим тропу, выходящую из воды и уходящую вдаль. Рак, выползающий из воды на землю — символ материнства, которому покровительствует Луна, поэтому символически этот аркан представляет собой процесс родов: из теплого, безопасного материнского лона (водоем) через узкие врата (тропинку) предстоит вырваться наружу навстречу ослепительному свету мира (следующий 19 аркан — Солнце).

Слева и справа от тропинки стоят домашняя собака и дикий волк, которые очень похожи, при свете луны их легко перепутать. Они символизируют иллюзии и заблуждения, которые в пределе превращаются в галлюцинации, кошмары и безумие. Сон разума порождает чудовищ:

Но каков он (ребенок) ночью? Что ж, он спит и, несомненно, видит сны. Иногда он просыпается с пронзительным криком. Мать соскакивает с постели, входит, включает свет и пытается взять ребенка на руки. Доволен ли он этим? Напротив, он кричит: «Уходи, ведьма! Где моя мама?» Мир сна проник в то, что мы называем реальным миром, и мать ждет минут двадцать, неспособная что-то сделать, потому что для ребенка она ведьма. Неожиданно ребенок обхватывает ее руками за шею, цепляется за нее, как будто она только что вошла, а немного погодя уже в состоянии рассказать о метле, которую уронил во сне, так что вскоре мать может снова уложить его и вернуться к себе в постель.

Дональд Вудс Винникотт, «Мать и дитя»

Двигаясь по тропе, ребенок балансирует на грани между между бессознательным и сознательным и мать, ощущая примитивные чувства младенца, учит его справляться с эмоциями, помогая в движении по дороге к сознанию (которое, напомню, символизирует следующий 19 аркан — Солнце):

Мать разделяет со своим маленьким ребенком особую часть мира, делая это постепенно, малыми дозами, чтобы ребенок не был ошеломлен и подавлен; эти дозы постепенно увеличиваются в соответствии с растущими возможностями ребенка наслаждаться миром. Это одна из важнейших частей работы матери.

Дональд Вудс Винникотт, «Мать и дитя»

Проще говоря, она вытаскивает ребенка из внутренней реальности и загружает его в человеческую жизнь, налаживая связь между бессознательным и сознательным, формируя и укрепляя последнее.

Если же по каким-то причинам у матери не получается «работать», то ребенку приходится разбираться с бессознательным самому и тут есть три варианта:

  • потерпеть неудачу: сознание захвачено бессознательным, находится в его власти;
  • выйти на границу бессознательного и сознательного: то проваливаться в аффект, то приходить в сознание, но без рефлексии о происходящем;
  • отделиться от бессознательного и смотреть на него через призму сознания: чувствовать эмоции, но не вовлекаться в них и не выражать.

Последний пункт интересен в плане работы терапевтом. Об этом — в следующей серии.

Быть человеком