Образование корочки спустя три года работы

Я уже три года, как терапевт. И если по заголовку могло показаться, что я за три года работы покрылся коркой и стал толстокожим, то нет. Как терапевт я явно сформировался, уже не начинающий, поэтому решил, наконец, пройти программу профессиональной переподготовки, посмотреть, как преподаватели оценят меня как практикующего терапевта и попутно получить официальный диплом.

В этом смысле «образование корочки» — это когда вы образовываетесь (формируетесь) как личность получая в конце диплом-корочку. Обратите внимание — и процесс и результат одновременно, ну а личность для терапевта вдвойне важна, ведь он буквально работает собой.

К сожалению, образование, которое изначально подразумевалось как «возникновение, формирование или создание чего-либо» со временем превратилось в «совокупность знаний, полученных в таком процессе», поэтому его наличие еще ничего не гарантирует.

Учеба проходила дистанционно, состояла из теории (те самые знания в виде ответов на тесты) и практических заданий, которые проверяют преподаватели. Повторюсь, мне было интересно, как меня оценят живые люди, а не сосиска машина в тесте.

Например, в одном из заданий было предложено расписать (или придумать) «значимые этапы профессионального пути, подтверждающие ваши компетенции». Я подробно расписал как образовывался последние девять лет, на что получил неожиданный для меня комментарий:

Комментарий преподавателя

Понял, Булат? Мог бы просто дипломы перечислить. Надеялся получить реакцию на себя, как на личность, а получил ответ «как личность вы мне неинтересны».

Вот это поворот

Мне же преподаватели были интересны именно как личности, поэтому для начала я разобрался как с ними взаимодействовать в рамках учебного процесса. Выяснилось, что никакого личного общения не предвидится, только через практические задания. Можно конечно задать вопрос, но вновь по заданию. Казалось бы, тупик.

В университете один из профессоров однажды мне сказал: чтобы что-то понять, нужно что-то испортить. Говоря иначе, изменить начальные условия, чтобы посмотреть, как это повлияет на развитие ситуации. Поэтому я начал «портить» ответы на задания, делая их нестандартно, чтобы вызвать реакцию с той стороны.

Причем «портить» не хаотично, а вносить в каждое задание свой стиль работы, то, как бы я решал тут или иную задачу в своей психотерапевтической практике. С непривычки было страшновато, поэтому для начала я сделал больше, чем требовалось и тут реакция уже совпала с моими ожиданиями:

Комментарий преподавателя

Хм. «Профессиональная работа», «интересный анализ». Дальше я уже действовал смелее:

Комментарий преподавателя

Конечно готов! Стал бы я это предлагать, если бы не был готов. В общем, я осмелел окончательно и следующее задание, в котором мне откровенно было лень разбираться, написал предельно сжато исходя исключительно из собственного опыта и здравого смысла:

Комментарий преподавателя

Оказывается, это сейчас называется «свое мнение». Ну да, так и есть.

Дабы не сложилось ощущения «смотрите, какой я молодец» или что я переживал за оценки, поясню: для получения диплома c отличием каждое практическое задание было достаточно выполнить всего на 20%. Меня же волновала моя любимая тема: контакт с миром. Оставшаяся часть преподавателей контактировать не захотела, даже если я откровенно недоделывал работу или предлагал подискутировать. Мне либо сухо указывали на мои недочеты, либо просто скрывались за шаблонным ответом.

К счастью, с учителями мне по жизни везло — все они были сторонниками практики и опыта. Поэтому при решении некоторых заданий я брал клиентские случаи из своей практики в качестве примера. Естественно, все обезличивал и обобщал, ведь (помимо приватности) каждый клиент уникален и не втискивается в формат задания, как ни старайся. Тем не менее, даже такой обобщенный клиентский случай в разрезе задания позволяет посмотреть на него под новым углом и в очередной раз убедиться, что обучение для терапевта — процесс непрерывный, необходима та самая практика, чтобы получить результат.

Практика

Побочным, но не вторичным, эффектом обучения стала работа в тройках. Что это такое? Каждый психотерапевт условно состоит из трех субличностей:

  • клиента (он тоже человек со своими проблемами);
  • собственно терапевта, который работает;
  • наблюдателя, который следит за работой терапевта, чтобы тот не сваливался в свои детские травмы и не решал свои проблемы за счет клиента.

Начинающий психотерапевт

«Терапевту начинающему» трудно совмещать все три роли, поэтому он выбирает себе одну (например, наблюдателя), а на оставшиеся две приглашает коллег и устраивает учебную сессию — ту саму «работу в тройке».

Работа в таком формате мне знакома и с внутренним наблюдателем контакт у меня налажен, но неожиданно оказалось, что это хорошая возможность попробовать себя в роли терапевта одной сессии (в отличие от работы с долгосрочными клиентами ), от чего я, признаюсь, отвык.

После пары десятков проведенных сессий выяснилось, что в краткосрочном ключе и с разнообразными запросами я тоже работаю неплохо, а местами даже результативно:

Отзыв клиента

В такой отзыв я тоже верю. Клиент пришел не за магией излечения за одну сессию и честно пишет, что работа только началась. Ну а у меня работа продолжается, три года практики, похоже, не прошли зря и эксперимент, я считаю, удался. Еще и корочка образовалась.

Диплом

Обо мне